работа над ошибками

Доброй ночи, Вьетнам! К разговору о рабстве

11 июня, 22:34

Текст не мой. Потерял в FB этот пост, поэтому не могу указать авторства. Если узнаете — напишите чей.

Об американской истории. Коротко и очень примитивно.

Американская история короткая, но бурная и очень интересная. Зачем нужно изучать историю? Изучая ее, можно понять корни многих текущих событий и явлений. Я не буду говорить ничего про текущие новости, но хотел бы дать несколько штрихов из прошлого, думаю они будут интересны моим читателям из России, где Американской истории уделяют в школе пару строк обычно.

Не буду касаться почти столетнего период рабства. Вы можете прочитать про это много книг, таких как Хижина дяди Тома, которая в Америке 1852 года произвела эффект разорвавшейся бомбы. Важно отметить два момента: а) несмотря на современные представления рабство было очень эффективно экономически в выращивании хлопка, особенно с появлением автоматизации и механизации его первичной обработки; б) Юг был сильнее экономически и политически связан с Европой, чем с Севером. Хлопок шел потоку в Англию, обеспечивая до 80% потребностей Европы в нем, обратно шли промышленные товары, оружие и т. д. В то время как на Севере был затяжной экономический кризис и было желание наложить пошлины и тарифы на промышленный импорт и заставить Юг покупать более дорогие и менее качественные, но отечественные промышленные товары. В конечном счете эти противоречия привели к войне, в которой южане добились первых успехов вблизи Вашингтона + возник серьезный риск вовлечения в войну Европейских стран особенно Англии, имеющей счеты с севером с времен войны за независимость и войны 1812 года.

Тут Линкольн очень вовремя берет на вооружение два приема: а) Гомсдет-акт дающий бесплатную землю в 65 гектаров на западе тем кто воздержится от войны на стороне южан и б) Объявляет об отмене рабства в надежде поднять восстания в тылу южан и заодно осложнить Европейским странам поддержку Юга своими войсками.

Как все мы знаем дальше войну выиграл Север и начался период реконструкции.

Кстати, интересный факт, что в 19 веке Республиканцы боролись против рабства, а Демократы наоборот были его сторонниками, о чем сейчас не любят вспоминать в Демократической партии.

Что делать с бывшими рабами было не до конца понятно тогда. Если почитать газеты тех времен, была очень популярна идея, отправить их всех обратно в Африку, где протекторатом Америки уже существовала земля Либерия. Но черные, поколениями жившими в США, логично не хотели ехать ни в какую Либерию, а хотели налаживать жизнь на американской земле. При этом, их освобождение прошло даже хуже, чем в Российской империи освобождение крепостных, так как они не получили практически никакой Земли и никакого имущества. Частная собственность плантаторов — это же священная частная собственность! До сих пор эти районы бывшего рабства — одни из беднейших в США (см. карту). Это создало рост преступности и ненависти к ним белых в ответ. В эти годы появился первый опасный ККК из ветеранов южной армии, закаленных в боях. Но первые 15 лет свободы, относительный порядок держался на штыках республиканской армии. Были попытки развивать образование, внедрять черных в органы самоуправления и т. д. Но реконструкция закончилась в 1877 году, Армия ушла и на Юг пришли старые демократические лидеры, принесшие серию законов, ставших известными под названием законом Джима Кроу (Джим Кроу — сатирическо-издевательский образ черного) в них было заложено две мощные идеи, подорвавшие достижения Линкольна. 1. Ограничения избирательных прав черных за счет введения poll tax — по сути вида имущественного ценза, когда голосовать могли все, но при уплате специального налога и literacy tests — когда голосовать могли все, но при условии, что они грамотные. При этом применялась grandfather’s clause — лазейка для бедных и неграмотных белых, когда они становились исключением из закона, если имели избирательные права до войны. Это в сочетании с запугиванием и насилием (массовые случаи линчевания толпой например) позволило выкинуть всех черных из законодательных собраний, мэрий и т. д. 2 идеей, была концепция separate but equal — раздельного пользования равными правами, что привело к политики апартеида. Когда все имеют право ходить в школу, но белые ходят в школы для белых, а черные в школы для черных похуже и т. д. Эти ограничения начали отменять в 50е и они были отменены полностью только в 1964 году (вспомните фильм Hidden figures — где Америка строит ракету для полета на Луну, а в НАСА раздельные туалеты для черных и белых). И в 1960е году снятие этих ограничений привело к массовым протестам.

Посмотрите фотографии ниже в городе Литтл-Рок рядом с которым я живу. На одной из них толпа стоит с лозунгами Racial mixing is communism — и некоторые их этих людей и сейчас живут в Литтл-Роке. Их протесты и насилие над детьми, которые попробовали робко пойти в школы для белых привело к тому, что десантная дивизия была поднята по тревоге и введена вы город. На другом фото вы можете видеть, как двух черных девушек в школу отвозит отделение десантников на джипе с автоматчиками. Ну и знаменитая фотография, где Ruby Bridges идет в школу в Луизиане вместе с 4 вооруженными федеральными агентами из US Marshalls. Она, кстати, жива до сих пор тоже.

Но вернемся немного назад к Первой мировой войне, которая привела к росту американской индустрии и нехватке рабочих рук на севере. Началась большая миграция черных на север (если до первой мировой на севере жило 10% черного населения США, то после второй мировой уже 47%).

Эта миграция вскрыла в том, что на Севере черным не очень рады. Есть такое понятие как not in my backyard, когда люди что-то поддерживают, например, продажу марихуаны, но не хотели бы, чтобы магазин с марихуаной был рядом с их домом, например. Так и здесь, когда черные были где-то далеко на Юге, на Севере были рады их поддержать, но, когда они приехали к ним в Чикаго, Нью-Йорк, Калифорнию и другие города все изменилось. Прошло, например, Красное лето 1919 года с массовыми вспышками насилия и убийств на расовой почве, особенно осложнившимися с возвращением из Европы солдат с поствоенными синдромами.

Волны миграции после Первой и Второй Мировых войн + развитие автомобилей и шоссейных дорог привели еще и к образованию гетто, когда происходил white flight — массовый исход белых из центров городов в пригороды после прибытия черных. White flight ухудшил финансы муниципалитетов городов, так как уменьшил их налоги, что привело к снижения качества школ, полиции и других городских услуг и уменьшил ценность их недвижимости.

Эта концентрация населения помешала решить проблемы бедности черных после отмены политики separate but equal, так как в обществе возникло новое комплексное явление более скрытой дискриминации, существующее по факту частично и по сей день — Redlining. Это политики дискриминации в области государственных и частных услуг по географическому — но по факту по расовому признаку.

Как это работает? Ты живешь в черном районе, где плохая школа, но не можешь отдать ребенка в хорошую школу подальше, так как школа привязана к твоему почтовому индексу. Окей, ты думаешь переехать в другой район взяв кредит на жилье или отдать ребенка в частную школу, взяв кредит на образование. Но банк или отказывает в кредите или дает плохие условия с огромным процентом, основываясь на локации, что запирает тебя в текущей ситуации. Твои дети получают плохое образование и остаются в том же районе. В дополнение к этому происходит и reverse redlining, когда у тебя нет на районе хорошей библиотеки или физмат школы, зато полно ликероводочных магазинов с низкими ценами или разных аналогов МФО, вгоняющих тебя в бедность.

В итоге, конечно, небольшая часть людей выбирается из этого круга огромными усилиями, а большинство продолжает ездить по этим кругам поколениями.

Это конечно очень грубые штрихи, того, что происходило последние 160 лет, но надеюсь, кого-то это подтолкнет погуглить и изучить тему более глубоко.

Популярное